Не тормози!

Что нам мешает зарабатывать больше?

НАБОР БЫТУЮЩИХ В ОБЩЕСТВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, КАК ТОРМОЗ ЗАРАБОТКА

Какие социальные представления мешают нам зарабатывать больше, почему они не верны и где найти верные.

Когда человек пытается сам для себя уяснить, "почему кто-то зарабатывает миллионы, а у меня на хлеб намазать нечего", он очень редко приходит к верным выводам. Происходит это прежде всего потому, что существует некий усредненный социальный набор представлений об этом, и человек как бы думает "да кто я такой, чтобы считать иначе?" В этот социальный набор представлений входят понятия, как бы необходимые для старта и развития бизнеса.

  • Продуктивная идея
  • Эффективная бизнес-модель
  • Достаточный стартовый капитал
  • Связи и правильные знакомства

Но так ли это? Верны ли эти представления? Нет. Эти представления общество создает именно затем, чтобы ограничить число мест у кормушки, чтобы сохранялась ситуация, когда всего 10% людей на Земле владеют 90% всех денег. Достаточно посмотреть на фактическое состояние дел, и вы увидите множество примеров, когда человек, начинавший бизнес с продуктивной идеей, с эффективной бизнес-моделью, с достаточным стартовым капиталом, даже со связями и знакомствами, сливал весь стартовый бюджет за несколько месяцев и прогорал, оставаясь в долгах. Более того, таких – подавляющее большинство. И лишь один на сотню, в лучшем случае, имея все это, добивается чего-то вменяемого.

И наоборот, существует масса примеров (тот же Билл Гейтс или Стивен Джобс), когда люди на старте не имели ни продуктивной на тот момент идеи, ни эффективной бизнес-модели, ни достаточного стартового капитала, ни, тем более, каких-то связей, но вошли в число самых богатых людей на Земле.

И тут же формируется другое социальное представление, как бы объясняющее такой ход вещей. Кому-то повезло, кому-то нет.

Но везение тут ни при чем. Большую часть успеха определяет всего один фактор – ваше собственное представление о допустимых и недопустимых для вас действиях.

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ?

Как формируются социальные представления о допустимом, и чем они мешают.

Нам кажется, что большинство имеющихся у нас представлений являются нашими личными. Бытует мнение, что представление о допустимом и недопустимом является результатом некого личного опыта, рожденного методом проб и ошибок. Отчасти это так, часть представлений действительно формируются через анализ фактического личного взаимодействия с окружающей средой (материальной и социальной). А часть являются опытом других людей, переданным через воспитание, образование, общение.

Проблема формирования огромного количества представлений такого рода, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, состоит в том, что происходит оно в возрасте от года до трех, в так называемый "неосознанный период". Люди, преодолев порог возраста в десять лет мало что помнят из возраста до пяти лет, а потому у них нет способа узнать, откуда взялось то или иное представление. Они воспринимаются равнозначно. Чужой и собственный опыт как бы сливаются в единое представление о хорошем и плохом, допустимом и недопустимом.

Что плохого в таком положении дел? Плохо это тем, что каждая личность уникальна, и сфера ее взаимодействия с окружающей средой тоже уникальна. Один человек, совершая один набор действий, приходит к одному результату, позитивному, другой человек, совершая тот же набор действий в тех же условиях, приходит к другому результату, негативному.

Пример из моей личной практики:

Я выдал двум молодым мужчинам с высшим образованием две одинаковые анкеты. Там было несколько вопросов, но меня интересовал их ответ на один из них, остальные были написаны лишь для отвлечения внимания. Важный вопрос был сформулирован так: "Какое влияние на вашу жизнь оказало обучение в ВУЗе?"

Один мужчина написал: "Обучение в ВУЗе дало мне все, что сейчас составляет мой успех. Социальный статус, профессию, высокую должность". Другой ответил: "Я считаю поступление в ВУЗ самой большой своей ошибкой в жизни. Я не только бесцельно потерял пять лет своей жизни, но и расстался с девушкой, будучи вынужден уехать в другой город. Сейчас я занимаюсь бизнесом в сфере, никак не связанной с моим обучением".

Два человека, примерно в одно время, в одной стране, прошли обучение в одном ВУЗе, но получили кардинально разный опыт. Почему? Потому что каждая личность уникальна, и одинаковый набор действий всех ведет к несколько разному результату. Это очевидно, но что расскажут эти двое мужчин своим детям? Один из них привьет ребенку представление о необходимости высшего образования, другой о недопустимости такого пути.

И с этими представлениями дети пойдут по жизни, будут совершать действия, исходя из этого. И к какому результату это приведет? Совершенно не факт, что если высшее образование помогло отцу, оно поможет и сыну, совершенно не факт, что если отец сожалеет о поступлении в ВУЗ, то и его ребенку это не нужно.

Это очевидный и достаточно грубый пример того, как чужие представления, принятые, как свои, влияют на последующие действия, как ведут его к успеху или уводят от него.

ИГРА В КЛАССИКИ ИЛИ КАК НЕ ОТКЛОНИТЬСЯ ОТ ЦЕЛИ

Аналогия, как способ найти верное решение при недостаткe данных.

Холотропный анализ имеет обширный набор инструментов, но одной из важнейших его особенностей является применение аналогий в условиях, когда без них ситуация не очевидна.

Дело в том, что представления о допустимом и недопустимом настолько срастаются с нами за годы, что мы зачастую просто не видим пути к успеху, хотя он у нас под носом.

Для аналогии с путем, ведущим к успеху, представим себе огромное помещение, пол которого расчерчен квадратами с нарисованными внутри цифрами, как для игры в классики. Человек должен пройти кратчайшим путем от двери в левой стене к двери в правой стене. Но он может наступать только на квадраты с четными числами, а через квадраты с нечетными числами проходить не может. Таким образом мы получаем модель прохождения человека через различные события к цели. В нашей модели дверь в правой стене является целью, квадраты с четными числами – допустимыми действиями на пути к цели, а квадраты с нечетными числами – недопустимыми для данного человека действиями.

Первый вопрос, который возникает, при рассмотрении этой модели: "Кто и почему нарисовал в квадрате то или иное число?" И это важный вопрос, потому что мы сами редко имеем личный опыт, достаточный для формирования всех имеющихся у нас представлений.

Я консультировал одну женщину, которая очень страдала от недостатка мужского внимания. Я рекомендовал ей записаться в спортивную секцию, где мужчин с избытком. Она тут же воскликнула: "Что вы такое говорите? Вы предлагаете мне записаться в секцию специально, чтобы познакомиться? Это же отвратительно! Это хуже, чем знакомиться по интернету!" Я у нее спросил, почему она так считает, был ли у нее личный отрицательный опыт знакомств по интернету или в спортивных секциях. Оказалось, что такого личного опыта у нее нет. Я попытался выяснить у нее, на каком основании она считает такой подход недопустимым для себя. "Ну это же очевидно! – воскликнула она. – Приличная женщина не должна так делать!"

То есть, для этой женщины в нашей модели кто-то другой, не она сама, начертил на пути к личному счастью квадраты с запретными нечетными числами. Физически ей ничего не мешает пройти до двери, где ее ждет личное счастье, но она не может пройти определенный участок пола, потому что там квадраты с нечетными цифрами. Женщина не может совершить действий, очевидно ведущих к цели, просто потому, что она считает это недопустимым. Не в силу опыта, а в силу образования, воспитания, сплетен и прочих социальных влияний. Между ней и целью нет никакой физической преграды. Преграда лишь у нее в голове. Но эта преграда столь мощная, что не позволяет сделать действия, необходимые для достижения именно этой, нужной именно ей, а не кому-то, цели.

Для другой женщины, стоящей на том же месте, имеющей ту же самую цель, путь к ней будет намного короче и проще. Потому что у нее – другие представления о допустимом и недопустимом. Социальная среда, формировавшая ее личность, "написала меньше нечетных чисел". К примеру, квадрат в виде действия "записаться в спортивную секцию, куда ходят мужчины" для нее не является запретным, как для первой женщины. Первой придется огибать этот участок пути, а вторая избавлена от этой необходимости. Поэтому вторая достигнет цели раньше, и мужчина уйдет с ней, а не с той, которой придется огибать огромные поля из квадратов с нечетными числами.

То же самое касается любой деятельности, включая заработок. Для каждого человека на пути к любой цели существуют запретные и разрешенные действия, представления о том, как правильно, и о том, как делать не стоит. Причем его личным опытом подкреплена малая часть этих представлений. Большинство из серии "Вася так сделал, и у него ничего не получилось". Но вы и Вася – разные люди. Те же действия, которые других не привели к цели, вас могут привести. Это зависит и от ваших личных качеств, и от времени, когда начат путь, и от огромного числа условий. То, что было плохо для Васи три года назад, может оказаться хорошо для вас сегодня или завтра.

КТО ВЫИГРАЕТ ГОНКУ?

Какие качества нужны, чтобы зарабатывать больше.

Вернемся к Биллу Гейтсу. Он был далеко не первым человеком, который начал писать программы для компьютеров. Их писали и до него. И наверняка у кого-то на основании личного опыта сложилось представление, что на этом много не заработаешь. Если бы Билл Гейтс "не наступил на этот квадрат", он бы никогда не стал одним из богатейших людей мира. Он не действовал по правилам.

  • Его идея не была перспективной на тот момент, никто не думал и не ожидал, что компьютер будет стоять в квартире каждого европейца или американца
  • У него не было успешной бизнес-модели, так как ее ни у кого тогда не было
  • У него не было достаточного стартового капитала
  • У него не было связей

Чем он и такие как он структурно отличаются от других? Им просто плевать, какие цифры кто-то нарисовал в клетках. Они просто идут кратчайшим путем. Совершают те действия, которые нужно совершить для достижения именно этой цели. Надо идти в спортивную секцию? Идут. Надо подставить партнера, подставляют.

Другими словами, чтобы зарабатывать больше, не нужно ничего, кроме отказа от части запретов, живущих у вас в голове. Вы считали недопустимым обидеть начальника и уволиться со старой работы, хотя вам предложили намного лучше? Это квадратик с нечетным числом. Вы можете не наступить на него и остаться на старой работе, а потом жаловаться друзьям, что зарабатываете гроши. А можете наступить, пройти к цели, и получить то, что хотите.

Помните, нет такой цели, которая отделена от нас физическим препятствием, забором. Все преграды только нарисованы мелом на полу. Ничего больше. А мы зачастую боимся через эти линии переступить.

У многих тут же возникает вопрос, мол, так что выходит? Тем, кто не готов подставлять кого-то, предавать, через кого-то переступать, нечего ловить в этой жизни? Это вопрос в более или менее одинаковых формулировках мне задавали множество раз. А отвечаю я на него следующее:

"А это единственные для вас недопустимые действия? Вы не можете только подставлять и предавать? Все остальное допустимо для вас? Если так, то вы можете достигнуть всего, чего захотите! Если у вас всего два недопустимых действия, вам по плечу достижение абсолютно любой цели! Потому что действие «подставлять и предавать» к успеху не ведет никогда, и лишь иногда ведет к быстрой и непродолжительной наживе. Мешают успеху совершенно другие недопустимые действия, например «я не могу себя хвалить перед начальством» или «я стесняюсь выступать перед камерой» или «я не считаю, что могу написать что-то полезное и внятно выразить свои мысли» или «я не люблю писать тексты, мне это трудно дается».

Именно подобные недопустимые действия мешают достижению целей.